10 культовых предметов одежды из кино. Часть первая, мужская
Плащ Нео («Матрица», 1999)
Длинный черный плащ, в котором Киану Ривз предстал в «Матрице», вдохновил не одно поколение дизайнеров (так, в бренд The Row выпустил пальто под названием Keanu Coat — вот и начало модной тенденции на основе фильма). Его часто называют кожаным, но Нео носил шерстяной: художница по костюмам Ким Барретт рассказывала, что купила дешевую ткань, по три доллара за метр. Кстати, полностью черным плащ тоже не был — для пущей эффектности и сохранения визуальной целостности все вещи для фильма Барретт слегка подкрашивала зеленым красителем.
Плащ Блэйда («Блэйд», 1998)
Вот у кого плащ действительно был кожаным, так это у охотника на вампиров Блэйда из одноименного фильма. Исполнитель главной роли Уэсли Снайпс в жизни одевался как звезда хип-хопа, но для знаменитого фэнтезийного боевика примерил броню с боевыми пластинами, кожаные брюки и длинный черный плащ, который эффектно развевался в сценах драк (актер долгое время занимался боевыми искусствами и потому знал, как сделать их зрелищными). Неудивительно, что воссозданный по комиксам образ получился вовсе не театральным, а вполне натуральным — далеко не всегда одежда персонажей переходит в фильмы так гладко.
Тренч Рика Блэйна («Касабланка», 1942)
Перенесемся еще на полвека назад и вспомним, возможно, самый знаменитый плащ в истории кино — тренч героя Хамфри Богарта Рика в «Касабланке». Благодаря этому фильму и вышедшему на год раньше «Мальтийскому соколу» (также с Богартом в главной роли) за нуарным персонажем накрепко закрепилось комбо из бежевого плаща и фетровой шляпы — потом образ воспроизводился в поп-культуре десятки раз, от комиксов и комедии «Кто подставил Кролика Роджера» до тематических модных съемок и выходов-оммажей Джона Гальяно.
Пальто Шерлока Холмса («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979—1986)
По числу экранизаций романы сэра Артура Конан Дойля превосходят любое произведение мировой литературы. Каждый кино-Шерлок отличался собственным стилем и набором характерной одежды. Так, пожалуй, самый знаменитый Холмс в исполнении Василия Ливанова носит твидовые костюмы, пальто-ольстер с пелериной и кепи с поднятыми «ушами» — именно такой образ стал визитной карточкой детектива. Подобные пальто были популярны в Британии конца XIX века, но как одежда для охоты и путешествий: пелерина на плечах, съемная или нет, защищала от типично английской непогоды. И хотя в текстах Конан Дойля одежде героев уделена пара фраз, весь мир теперь уверен, что знаменитый сыщик выглядел именно так.
Косуха Джонни Стрэблера («Дикарь», 1953)
Что же до курток, то пальму первенства по узнаваемости можно отдать Марлону Брандо в роли байкера Джонни Стрэблера и его косухе в «Дикаре». Это редкий пример, когда одежда персонажей фильмов влияет на моду так буквально: образ стал каноничным как внутри байкерского движения, так и вовне и дал начало целой череде кинообразов — дальше были и «Беспечный ездок», и роли Брэда Питта и Арнольда Шварценеггера. Всех отсылок не упомнить, но именно с подачи Брандо кожаные куртки стали объектом желания молодых модников на десятилетия вперед.
Жилетка Хана Соло («Звездные войны», 1977–2019)
С научной фантастикой в плане моды немного труднее, но и тут есть примеры, как одежда из кино стала культовой. Контрабандист и бунтарь Хан Соло в исполнении Харрисона Форда в IV–VI эпизодах «Звездных войн» не изменяет наряду, который художник по костюмам Джон Молло придумал на основе вестернов, — это сапоги, заправленные в голенища брюки, простая рубашка и расстегнутый жилет с накладными карманами. Последний не то чтобы функционален, но добавляет образу лихости и как будто собирает его воедино. В новой трилогии «Звездных войн» Хан Соло вместо жилета носил кожаную куртку на тот же манер (в 2016 году Харрисон Форд продал ее почти за $200 тысяч на благотворительном аукционе), и в похожей молодая итерация персонажа появляется в «Хан Соло. Звездные войны: Истории». Фанаты киновселенной подтянули к находке Лукаса и Молло целый сегмент истории, сформировав моду населения планеты Кореллия, откуда Соло был родом.
Шляпа Индианы Джонса («Индиана Джонс», 1981–2008)
«Культовый кинообраз — тот, который вы можете опознать по тени», — однажды сказала художница по костюмам Дебора Надулман, автор образа Индианы Джонса. Надулман пересмотрела все старые приключенческие фильмы, советовалась с режиссером Стивеном Спилбергом и в итоге собрала цельный комплект — с неубиваемой кожаной курткой военного образца и фетровой шляпой. Последнюю выбирали особенно тщательно: художница заказала дюжину шляп в лондонской мастерской Herbert Johnson и вручную доводила их до «пожившего» состояния — била, сидела на них, стирала, мазала кетчупом и машинным маслом, терла собачьей шерстью. Сейчас у Herbert Johnson по-прежнему можно приобрести эту модель (она называется The Poet) за £350 — но состаривать придется самостоятельно.
Костюм Джокера («Бэтмен», 1989)
Создателям фильмов по мотивам комиксов обычно приходится действовать в рамках строгих референсов, когда речь идет об одежде персонажей. Случай с одним из главных злодеев вселенной DC — не исключение: Джокер просто обязан носить франтовский костюм с иголочки в безумном сочетании фиолетового, зеленого и оранжевого цветов. В съемках «Бэтмена» 1989 года роль антагониста досталась Джеку Николсону, и за счет мастерства и харизмы актера его герой затмил самого Бэтмена и стал главной фигурой фильма. Именно николсоновский Джокер щеголял в самом соответствующем комиксу, мрачноватом костюме, где яркость была скорее предупреждающей окраской ядовитого существа.
Костюм Вито Корлеоне («Крестный отец», 1972)
С тем, что «Крестный отец» — фильм абсолютно великий, спорить невозможно. Это многослойное произведение, в котором есть и глубокая семейная драма, и детальное, очень правдоподобное воссоздание своей эпохи, порядков и моды определенной группы людей. И пусть почти все важные вехи в развитии гангстерского стиля на экране принадлежат Роберту Де Ниро, первопроходцем был Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне. Художница по костюмам Анна Хилл Джонстон получила номинацию на «Оскар» и BAFTA, а сцена, где дон Корелоне сидит в черном смокинге, при бабочке и с красной розой в петлице, уже давно разошлась на культурные отсылки и мемы (что в современном мире чуть ли не важнее «Оскара»).
Свитер Данилы Багрова («Брат», 1997)
Насколько значимым «Крестный отец» стал для мирового кинематографа, настолько же «Брат» — для российского. У самой узнаваемой вещи, огромного свитера главного героя, есть история, в лучших традициях собранная из амбициозной задачи и случайностей: художнице Надежде Васильевой предстояло создать образ настоящего русского героя из осколков постсоветской реальности и дать этому герою броню. Свитер крупной вязки, купленный в секонд-хенде за 35 рублей, стал бессменной униформой Данилы Багрова, перекочевал во второй фильм — и остался в сознании кинозрителей супергеройским символом девяностых.